06 декабря 2022
Этой осенью в Артеке прошел финал Всероссийского конкурса «Большая перемена» – проекта Федерального агентства по делам молодежи, входящего в линейку президентской платформы «Россия – страна возможностей». В финале приняли 1500 учеников 9–11-х классов из разных регионов России, в их числе была целеустремленная девушка Полина Лабутина, ученица 11 класса МОБУ СОШ № 38 им. Страховой С.Л.
Мы провели интересную беседу с Полиной и узнали, как ей удалось победить.
- Полина, расскажи, как ты стала участником конкурса?
- Я подала заявку на сайте «Большой перемены». Это может сделать любой желающий. После этого я прошла предварительный этап, где надо было рассказать о себе и представить свой проект. У меня был проект на тему NFT. В полуфинал и финал приглашают тех, чьи идеи набрали больше баллов и заинтересовали жюри.
- А как проходил финал? Какие вам давали задания?
- Финал состоялся в Артеке, он длился неделю. Тестовые задания проходили в течение двух дней. В первый день каждый участник получал балл в личном зачёте, а на второй – за командную работу. Оценивалась наша когнитивная гибкость и ориентация на результат. В командный день мы решали кейсы всей командой 6-7 часов.
- Кейс – это какая-то проблемная ситуация, для которой нужно найти оптимальное решение, верно? Какие были кейсы на конкурсе?
- Да! Организаторы давали нам листок с заданиями, и за 20 минут нужно было найти решение. В основном тематика кейсов была связана с наставничеством: как сделать, чтобы ученики хотели обучаться и обучать друг друга. Мы предложили проект по VR. Это достаточно простое и оптимальное решение, но его выбрали многие команды, поэтому мы не получили много баллов. Также было много заданий, где надо было создать систему оценивания качеств. И в конце стояла задача придумать интерфейс-приложение для нашей идеи наставничества.
- Какие были команды?
- Команды - это сборные по 12 человек из разных регионов России. Формировали команды по среднему баллу за предыдущие этапы.
- Как выбирали победителей конкурса? Конкуренция, очевидно, была очень высокой.
- Победителей выбирали по сумме баллов. Оценивались личные качества, креативность, уникальность и реализованность кейса. Я набрала 764 балла.
- Очень любопытно, как ты собираешься потратить призовые деньги? Насколько я знаю, их можно потратить на обучение или на стартап.
- Интересный вопрос. Вместе с деньгами приходит ответственность. У некоторых ребят появляется растерянность, что с ними теперь делать. Я могу потратить приз на обучение, но это всё равно не такая большая сумма для столичных вузов. Я постараюсь поступить на бюджет. Также у меня есть онлайн-проект Олимпиадной школы. Мы занимаемся разработкой платформы, с помощью которой ребята со всей России смогут эффективно готовиться к олимпиадам.
- У тебя есть своя команда, с которой разрабатываешь платформу?
- Да, три человека, мы познакомились на конкурсе «Школа будущих лидеров RBI», где выиграли грант на этот проект. Возможно, часть выигрыша «Большой перемены» также уйдет на развитие нашего проекта.
- Ты решила, куда будешь поступать?
- Я долго думала. Были варианты: архитектор, парфюмер, юрист, экономист. В итоге я решила идти на клиническую психологию, когнитивное изучение мозга, изучение детей с ДЦП. Я иду туда, потому что мне интересно, почему люди совершают те или иные поступки, что ими движет. Из университетов я рассматриваю МГУ, там хорошая школа психологии, или Высшую школу экономики. И еще я очень надеюсь, что в университете «Сириус» откроется направление по психологии. Я бы очень хотела остаться в Сириусе и в Сочи, потому что это великолепное место. Солнце, море, тепло, не хочу возвращаться куда-то в холод.
- Какие навыки тебе помогли пройти в финал и выиграть?
- Я очень этого хотела. Отец всегда мне говорил, что деньги приходят на идеи. У меня были идеи, что сделать, как потратить. Я много работала для этого. Может, кажется, что это всего пару забавных этапов конкурса. Но там решалась судьба, потому что для многих это шанс поступить в лучшие университеты России, а у кого-то даже денег на билеты домой не хватало. У меня не было такого диссонанса, но я очень хотела победить. Я не люблю проигрывать.
- Кто тебе помогал готовиться к конкурсу?
- Мама! Мне много дала мама! Даже первый кейс, с которым я прошла, она решала со мной вместе, предлагала фишки, которые можно использовать. Мама в 5 утра снимала со мной видео для конкурса. На одном из этапов нам давали время на звонок, мы могли позвонить кому хотим. И я звонила маме.
- Мне кажется, ты умеешь хорошо распоряжаться своим временем. Вообще, у тебя много свободного времени на себя сейчас?
- Свободное время у меня есть, потому что мне нужно отдыхать, чтобы оставаться продуктивной. Мои нервы – это первое, что мне важно.
- У тебя родители не психологи случайно?
- Нет, у меня просто осознанные родители. (Смеется) У них большой жизненный опыт. Они не были отличниками. Они меня научили, что нужно оказаться в нужное время в нужном месте со своими идеями и проектами. Меня не заставляют что-то делать. Я избирательно отношусь к знаниям, я не учу то, что не хочу. Если я захочу воспользоваться таблицей Менделеева, я её погуглю. К контрольным я готовлюсь за один вечер, изучаю информацию.
- Кто тебя научил так с информацией работать?
- В 7-8 классе я была на семейном обучении, поскольку много занималась плаванием, конным спортом и училась в художественной школе. Именно в тот период я поняла, как учиться быстро и эффективно. Кстати, благодаря художественной школе я нашла всех своих друзей. Даже в «Большой перемене» я выиграла благодаря художке, я поехала по направлению «Твори».
- Полина, благодарю тебя за интервью! С тобой было очень приятно общаться. Надеюсь, этот материал будет полезен многим школьникам, чтобы они вдохновились на участие в подобных конкурсах!